| Главная » Статьи » Наш бэби » Воспитание |
Уповая на нашу систему образования, рискуете потерять ребенка.
Родительство как ответственность Благодаря моде на ранее развитие родительская отговорка «Зачем учить чему-то ребенка, отбирать у него детство? В школе всему научат» несколько трансформировалась, уступив место уверенности, что ребенка всему научат в детском развивающем центре. Вопрос родительской безответственности не стал менее острым, просто приобрел иные акценты.Мы привыкли, что быть ответственным родителем – значит любить ребенка и заботиться о нем. Однако в чем должна заключаться эта забота? В том числе и в подготовке ребенка к дальнейшей взрослой жизни. Родители готовы отдавать детей в развивающие центры – потому что модно. Потому что школы проводят тестирования первоклассников, хоть это и запрещено законодательно. Фактически существующий отбор в школы формирует страхи и ожидания у родителей, востребованость «подготовки к школе». А на самом деле готовить нужно к жизни, и не той, которой жили родители, а той, которая будет, вот только вызовов этой реальной стремительно меняющейся жизни родители как раз и не осознают, по-прежнему считая, что хороший детсад – тот, где ребенок выучит побольше стихов наизусть, освоит письмо, английский, арифметику… ![]() Однако нужно ли сейчас настолько тренировать память, если есть Google? Стоит ли заучивать английские глаголы, но не пользоваться ими? Следует ли запоминать формулы, не понимая их смысла и назначения? Нет, гораздо важнее научить ребенка общаться (на родном и иностранном языках), формулировать свои мысли, ставить цели и добиваться их, находить нешаблонные решения проблем, адаптироваться к любой среде, быть самостоятельным. Именно это поможет реализоваться и в любой профессии, и в межличностных отношениях. И сделать это нужно в раннем возрасте, до 6 (8) лет, пока мозг формируется и в него закладывается социальная матрица – модель взаимодействия в социуме. Ведь то, что дети недополучат сейчас, – станет для них реальной проблемой в будущем, при выборе профессии, самореализации. Какую развивающую программу выберут родители, будет ли она соответствовать этим критериям – вот в чем состоит (однако этим не ограничивается) ответственность родителей. По моим наблюдениям, только 30% родителей готовы тщательно изучать рынок услуг по раннему развитию ребенка, пробовать разные центры и садики, не считаясь со временем, потраченным на дорогу, и прочими трудностями. Еще 30% могут отдать ребенка в развивающий центр поблизости от дома, не тратя лишних усилий и не особо углубляясь в специфику программы развития. Остальные же вопросами посещения малышом дошкольных развивающих учреждений интересуются крайне мало. Однако даже при выборе правильного садика или центра нельзя успокоиться и считать, что задача полноценного раннего развития выполнена. Ребенок усваивает ту модель поведения, ценности и ту информацию о мире, в рамках которых преимущественно существует. Поэтому именно мама и папа должны, прежде всего, прививать ему самостоятельность, целеустремленность, не ограничивать и не тормозить запретами его познавательный интерес к окружающему миру. Ведь гиперопека растит из малыша инфантильного неумеху, а убитый в детстве интерес к учебе, к познанию в школе уже не возродят даже самые талантливые педагоги. И даже если родителям кажется, что они не делают ничего вредного, – в раннем возрасте ребенок учится от всего, с чем соприкасается, постоянно, круглосуточно. События разворачиваются с огромной скоростью, и неизвестно, в чью пользу. (Впрочем, гиперопека – одна из самых острых проблем современного воспитания и тема для отдельного материала.) ![]() Нивелировать проблему родительской безответственности, конечно, могло бы повышение уровня информированности общества. Законодательное обеспечение по вопросам ответственности родителей в Украине вообще нуждается в доработке и сопровождении подробнейшими разъяснениями. Потому что нормы, правила и наказания (за домашнее насилие, например) прописаны, но нет нормативных документов, описывающих инструменты взаимодействия родителей и детей, педагогов и детей, родителей и педагогов… Запреты есть – но нет отношений. Государственные органы должны вести разъяснительную работу, однако этого не происходит. В сложившейся ситуации особенно важно родительское сознание, родительская ответственность, понимание родителями своей роли в сегодняшней и дальнейшей жизни маленького человека. У нас принято получать специальность, а вот родительству никто не учит. А ведь это работа – круглосуточная и пожизненная, в которой имеет значение каждый шаг. К сожалению, пока запроса на «профессиональное родительство» нет, как нет и массовых общественных инициатив родителей. И даже активисты форумов и соцсетей «для мамочек» далеко не всегда задумываются о вопросах вызовов будущей жизни и соответствующего им образования, в том числе раннего развития. Хотя, конечно, это именно та аудитория, с которой нужно работать, дискутируя на эти темы. Система образования – вещь весьма малоподвижная и консервативная, а кроме того, не охватывающая самый ранний, но не менее продуктивный возраст для развития – до 3 лет. Более того, обязательность образования не решает вопроса его качества. И поэтому, если мы, родители, не будем проактивны, сознательны, ответственны – наши дети будут по-прежнему расти не готовыми к завтрашнему дню, напичканными мгновенно устаревающими знаниями, с задавленным потенциалом, не способными общаться, встраиваться в глобальный мир и реализовывать себя. Марина Романенко, психолог, автор и ведущая «Школы профессиональных родителей», тренер педагогов «Первой Детской Академии» Фото и статья ресурса www.obozrevatel.com | |
| Просмотров: 685 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0 |
| Всего комментариев: 0 | |














Благодаря моде на ранее развитие родительская отговорка «Зачем учить чему-то ребенка, отбирать у него детство? В школе всему научат» несколько трансформировалась, уступив место уверенности, что ребенка всему научат в детском развивающем центре. Вопрос родительской безответственности не стал менее острым, просто приобрел иные акценты.

